Не секрет, что аромат является одним из инструментов мерчандайзинга. Именно благодаря своему обонянию человек неосознанно решает, комфортно ли ему в месте, где он находится. Неприятный запах в магазине раздражает посетителя, а манящий аромат вызывает положительные эмоции и заставляет задержаться. Статистика свидетельствует, что около 70% покупателей выбирают «свой» магазин, руководствуясь эмоциями, а не доводами разума.
Для ароматизации торговых помещений используются различные технологии. Это могут быть спиртосодержащие растворы, которые дозировано наносятся на нагревательную пластику, а затем, после испарения, раздуваются бесшумно работающим вентилятором. В других магазинах сильно нагреваются сухие ароматические вещества или генерируется сухой холодный пар, состоящий из мелкодисперсных частиц ароматического раствора.
Стоимость оборудования для ароматизации помещений колеблется от 200 до 2000 евро - все зависит от объема помещения, которое требуется ароматизировать. Цены на ароматические композиции составляют от 70 до 300 евро за флакон.
В небольших помещениях (30–40 кв.м) используется, как правило, самое простое и недорогое оборудование, действие которого заключается в «пассивном» испарении ароматической композиции. В помещениях попросторнее применяется более сложное оборудование, позволяющее регулировать интенсивность испарения. В помещениях с вентиляцией (торговые центры, моллы) используются аппараты, которые разбивают молекулы аромата до мелкодисперсной пыли.
Ежемесячные затраты на ароматизацию торгового центра составляют около 2 000–4 000 евро. Особенность аромадизайна таких помещений состоит в том, что в максимальной степени ароматы распыляются только на первом этаже, на втором степень распыления уменьшается, а на третьем можно обходиться и без ароматизации, поскольку молекулы аромата поднимаются вверх самостоятельно с потоком воздуха.
Существует две схемы работы с оборудованием для ароматизации:
1) покупка оборудования и запахов к нему
2) долгосрочная аренда оборудования и расходных материалов (абонентское обслуживание составляет от 200 евро в месяц)
Поставками арома-оборудования на российский рынок занимаются немецкие компании REIMA AIR – CONCEPT и FRAGRANCE SYSTEMS, а также французская компания MIDIS. В России подобное оборудование никто не выпускает.
Сегодня можно воссоздать около 2 000 ароматов, однако основных линий насчитывается всего пять:
1) фруктовая (лимон, вишня, клубника, малина, манго, кокос, апельсин и др.)
2) древесная (эвкалипт, сандал, дуб и др.)
3) цветочная (жасмин, лаванда, лилия, роза, фиалка и др.)
4) тематическая (кофе, корица, капуччино, шоколад, кожа, ваниль и др.)
5) креативная линия (библиотека, винный погреб, Рождество, красота и др.)
Важно, чтобы аромат был ощутимым, но не навязчивым, не раздражал посетителей магазина и сочетался с концепцией помещения и его цветовым решением (например, не стоит ароматизировать помещение оранжево-красного цвета запахом мяты).
Вопрос подбора аромата зависит от профессионализма арома-дизайнера и того, насколько внятно заказчик сформулирует задачу.
Мировой опыт подсказывает готовые решения для разных категорий помещений и целей клиентов. Правильно сделанные арома-дизайнером рекомендации по выбору аромата должны как минимум на 75% соответствовать позиционированию магазина и не в меньшей степени нравиться его посетителям...